Однако, предваряя разговор о текущих (а также минувших и грядущих) делах в театре кукол, нелишним будет сказать несколько слов о самом Владимире Ивановиче. Он окончил режиссерский факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, работал в качестве режиссера в Саратовском театре кукол, ставил спектакли в Перми, более десяти лет возглавлял Самарский театр кукол. В настоящее время четвертый сезон работает главным режиссером в Ярославском театре кукол.
– Владимир Иванович, поскольку с одной стороны вы – «свой», а с другой – «пришлый», не могу вас не спросить вот о чем: как вы оцениваете Ярославский театр кукол?
– Несмотря на то, что я был знаком с Ярославским театром до того, как стать здесь главным режиссером, практически год у меня ушел на привыкание и обживание. Что я могу сказать, глядя на него как бы со стороны? В отличие от других театров, в которых мне довелось работать, здесь все актеры имеют высшее образование. Это огромный плюс еще и потому, что актеры учились в одном институте, они говорят на одном языке, между ними существует некий общий дух, что очень облегчает работу. Кроме высокой профессиональной подготовки, они очень работоспособны, могут и любят вдумчиво и кропотливо работать...
– А в других театрах вам что, палками приходилось актеров на репетиции загонять?
– Нет, конечно, но бывали, например, у меня такие случаи. Приходит актер на репетицию, спрашивает: кого я там играю? Волка? О, пара пустяков, я уже двадцать волков сыграл, так что нет проблем. Да вы хоть почитайте сценарий, возражаю, тут же совсем другой волк... В нашем же театре (я уже могу говорить о театре как о своем) актеры очень серьезно относятся к работе, и если случается какойто прокол (а кто обходится без ошибок?), наплевательством и безразличием это не заканчивается. Это и есть профессионализм.
– На сцене Ярославского театра кукол вы уже поставили несколько спектаклей: «Царевналягушка», «Принцесса на горошине», «Золушка», «Волк и семеро козлят»... Есть ли среди них любимый?
– Любимый?! Так нельзя говорить о спектаклях. Это все равно, если вас спросят, кого из своих детей вы любите больше. К каждому спектаклю я отношусь как к живому существу, бесконечно мне дорогому. Самое тяжелое время для меня, как для режиссера, наступает знаете когда? Не поверите – после премьеры. Ты отпускаешь свой спектакль в самостоятельное плавание, он уходит от тебя и перестает быть только твоим. Для меня это очень трудный психологический момент, я дня на три просто теряю самого себя в окружающем мире.
– Как часто впоследствии вы смотрите свои спектакли из зрительного зала?
– Да практически всегда. И непременно возникает соблазн чтото доделать, изменить, но это уже невозможно, так как спектакль живет своей жизнью, и все, что мог, ты для него уже сделал. Точно такое же желание – переделать все на свой лад – возникает и тогда, когда берешься за восстановление старого, не тобой поставленного спектакля. Но я всегда стараюсь вникнуть в замысел режиссерапостановщика и восстановить спектакль максимально «близко к тексту». Вот, например, сейчас мы работаем над сказкой «Маша и медведь». Я очень хорошо знаю этот спектакль еще и потому, что поставил его на ярославской сцене мой бывший однокурсник Игорь Игнатьев. Восстановленный спектакль «Маша и медведь», к слову, станет последней премьерой этого сезона и будет сыгран в последних числах апреля.
– Этот сезон оказался достаточно насыщен событиями...
– Да, кроме трех новых спектаклей – «Золушка», «Волк и семеро козлят», «Куклышоу» и только что упомянутой «Маши и медведя», юбилейный сезон у нас был богат на бенефисы: прошли творческие вечера актрисы Татьяны Старочкиной, заслуженной артистки России Людмилы Ковалевой, заслуженного работника культуры, режиссерапостановщика Елены Борисовой. В марте театр съездил на гастроли в Москву, в Международном доме музыки мы показали спектакль «Кот в сапогах». В конце апреля нас ждут в Республике Беларусь – гастроли пройдут в Витебске. Ну и 31 мая состоится праздничный вечер, посвященный 80летию Ярославского театра кукол.
– Вот об этом, пожалуйста, поподробнее.
– Несмотря на серьезную дату, хотелось бы сделать наш праздник максимально веселым. Поэтому со своей стороны мы готовим большой капустник, надеемся, что и поздравления от друзей и гостей театра будут выдержаны в том же «жанре». А поздравить нас приедут театры из Иванова, Владимира, Вологды, Мытищинский театр кукол и Московский областной театр. Но самое интересное состоит в том, что на следующий день после юбилейных торжеств все приехавшие к нам в гости театры отправятся по разным городам области с гастрольным туром! Таким образом, личный юбилей Ярославского театра кукол превратится в минифестиваль театров кукол, что станет уже праздником для детворы всей области.
– Чтото из планов театра уже сегодня можно озвучить?
– Мне очень нравится одна фраза, которая звучит так: «если хочешь насмешить Господа Бога, расскажи ему о своих планах на будущее». Но если серьезно, конечно, без задела на завтрашний день жить невозможно. Уже началась работа над спектаклем «По щучьему веленью», который станет первой премьерой будущего сезона. Его ставят наши ветераны – режиссер из СанктПетербурга Николай Боровков и художник, лауреат премии «Золотой софит» Нэлли Полякова, оба они – заслуженные деятели искусств России. А если заглянуть не в завтрашний день, а в послезавтрашний, то я начал собирать материал для написания сценария спектакля в честь тысячелетия Ярославля. Есть замысел поставить нечто героикопатриотическое, былинное...
– Наверное, рано пока «итожить то, что прожито», но как, на ваш взгляд, прошел юбилейный для театра сезон?
– Мы потрудились достаточно плодотворно, но я бы не сказал, что в театре бывают неудачные сезоны. Честно говоря, мы каждый год работаем так, как будто именно он у нас – юбилейный. Что лучше всего свидетельствует об успешности театра? Его востребованность зрителями, а у нас, если говорить официальным языком, заполняемость зрительного зала – свыше ста процентов. Над кассой практически не снимается аншлаг «На сегодня все билеты проданы». И это большое счастье для всех нас, потому что далеко не все театры сегодня могут похвастать такой популярностью у зрителей. Но нельзя забывать, что в театре далеко не все меряется на деньги. Главное, на мой взгляд, для детского театра кукол – это просветительская миссия, которая приносит несоизмеримо более ценные дивиденды – духовные.